среда, 29 августа 2012 г.

СБА-60К2 Булат на выставке RDE-2012

Специальный бронированный автомобиль 

СБА-60К2 Булат 

на выставке RDE-2012 

Специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» разработан корпорацией «Защита» с использованием узлов и агрегатов автомобиля КамАЗ-5350. Предназначен для перевозки и защиты личного состава, а также для монтажа различного вооружения или оборудования. Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от -45 до +50 °С. Бронеавтомобиль соответствует требованиям Министерства обороны Российской Федерации к автомобилям данного класса. Его бронированный корпус обеспечивает противопульную защиту личного состава по периметру по 6 классу ГОСТ Р 50963-96. Защищенными являются: весь периметра салона, крыша, днище, моторный отсек. В окнах используется защитное многослойное бронестекло типа СЗМ.

понедельник, 27 августа 2012 г.

Танк Т-90МС, помноженный на «Терминатор»


В Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Вячеслав ХАЛИТОВ является заместителем генерального директора по специальной технике, а проще говоря, руководит военным дивизионом УВЗ. Накануне выставки «Оборонэкспо 2012» он ответил на вопросы корреспондентов журнала «Национальная оборона». Интервью Александр МОЗГОВОЙ, Елена ЕЛКИНА

—Вячеслав Гилфанович, в этом году на выставке «Оборонэкспо 2012» в Жуковском Уралвагонзавод представит натурные образцы своего новейшего танка Т-90МС и боевой машины огневой поддержки, именуемой «Терминатор». Почему было принято решение показать эту бронетехнику «живьем» и вместе?

—Как вы говорите, «живьем» танк Т-90МС и боевую машину огневой поддержки «Терминатор» мы уже показывали на выставках REA-2011 в Нижнем Тагиле, Defexpo 2012 в Индии и Eurosatory 2012 во Франции. Потенциальные покупатели хотят видеть не только красивые картинки, презентации, перечень технических характеристик, но и своими руками «пощупать» образцы. И это закономерное желание. Оно позволяет потенциальному заказчику оценить степень ее достоинств и недостатков. А нам самим сравнить ее с аналогами, оценить степень ее соответствия современным требования рынка вооружения. Кроме этого натурный показ - это демонстрация не только нашего научного потенциала, но и наших технологических возможностей.

—Насколько мы понимаем, предполагается использовать «терминаторы» в боевых порядках совместно с танками. Чем это вызвано?

Сегодня танк остается универсальной боевой машиной, объединяющей в себе высокую подвижность, защищенность и огневую мощь. Однако современные условия ведения боевых действий вызывают необходимость создания новой системы вооружения - комплекса машин, выполняющих боевую задачу совместно. Первый шаг к такой системе корпорацией УВЗ сделан -создана машина огневой поддержки «Терминатор». Модернизированный танк Т-90С и боевая машина огневой поддержки - это попытка предложить интегрированную систему вооружения. По сути, обе эти машины - это часть боевого модуля, в котором достоинства каждой машины, дополняя друг друга, позволяют обеспечить выполнение боевой задачи с большей эффективностью. Работы по совершенствованию боевого модуля будут продолжены.

—Расскажите, в чем состоят отличия танка Т-90МС от прародителя - хорошо известного специалистам Т-90С?
 —Модернизированный танк Т-90С - следующий шаг в развитии отечественного танкостроения. Модернизация коснулась всего комплекса характеристик Т-90С и позволила значительно повысить его боевые и эксплуатационные возможности. В соответствии с мировыми тенденциями основу модернизации составили мероприятия по обеспечению огневой мощи. Для модернизированного танка Т-90С разработан новый боевой башенный модуль, который в сочетании с мощным комплексом вооружения и высокоавтоматизированной системой управления огнем значительно повысил его боевые возможности. Машина отличается высокой огневой мощью, обеспечивает всесуточность применения оружия. Система управления огнем переведена на цифровые технологии, то есть реализована концепция цифрового борта. Максимальная эффективность использования вооружения танка достигается установкой автомата сопровождения целей в тепловизионном канале прицела, а также за счет уравнивания поисковых возможностей наводчика и командира, что позволяет организовать в системе управления огнем высокоэффективный режим «охотник-стрелок». Применение прицелов с каналами технического зрения обеспечивает неуязвимость органов зрения операторов при применении противником средств лазерного подавления. Кроме того, машина получила новый уровень защищенности. Она имеет новую модульную динамическую защиту третьего поколения, которая позволяет повысить уровень защищенности при действии современных средств поражения и обладает более высокой ремонтопригодностью. Установка системы электромагнитной защиты обеспечивает защиту от мин, оснащенных магнитометрическими взрывателями, а автоматической системы постановки завес - от ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения.

—Хотелось бы узнать подробнее не только о башне, вооружении и защите Т-90МС, но и том, как обустроено место механика-водителя, о двигателе и ходовой части этой машины.

—В новой российской машине использован двигатель типа В-92С2 повышенной мощности и ресурса. Применена модернизированная система сигнализации и защиты двигателя при нештатной работе. Впервые используется штурвальное управление и система автоматического переключения передач. Система управления движением с автоматическим переключением передач уменьшает физические нагрузки на водителя, снижает расход топлива до 9%, повышает разгонные характеристики и скорость движения. Система позволяет без изменения существующей конструкции ступенчатой трансмиссии обеспечивать автоматическое переключение передач, что повышает КПД трансмиссии и улучшает динамические свойства танка. Возможность перехода на ручной режим управления сохранена. Максимальная скорость движения модернизированного танка по шоссе - не менее 60 км/ч. Для питания электроэнергией на стоянке при неработающем основном двигателе установлена вспомогательная силовая установка. Это экономит ресурс основного двигателя и снижает заметность танка в ИК-диапазоне.

—Насколько нам известно, Уралвагонзавод уже осуществляет экспортные поставки боевых машин огневой поддержки. Как отзываются о них зарубежные заказчики?

—Мы, по возможности, постоянно мониторим эксплуатацию нашей техники у зарубежных заказчиков. За годы поставки отрицательных отзывов о нашей продукции нет. Показателем надежности, простоты в эксплуатации техники, выпускаемой корпорацией, является наше положение на мировом рынке вооружения. Что касается боевой машины огневой поддержки, то необходимо время для того, чтобы покупатели изучили эти машины и приобрели опыт эксплуатации.

—Поясните, почему «Терминатора» переквалифицировали из «боевой машины поддержки танков» в «боевую машину огневой поддержки»?

—Наименование - «боевая машина огневой поддержки», по нашему мнению, более полно раскрывает возможности, заложенные в «Терминаторе». Машина может использоваться не только в боевых порядках совместно с танками, но и как самостоятельная боевая единица, в том числе в боевых порядках мотострелковых подразделений.

—Корпорация «Уралвагонзавод» сегодня - это не только танки, но и другая военная техника. Расскажите о номенклатуре изделий, которая будет представлена УВЗ на «Оборонэкспо 2012».

—Мы планируем представить натурные образцы модернизированного танка Т-90С и «Терминатор», а также рекламные буклеты на модернизированный танк Т-72, Т-90С, БРЭМ-1М, ИМР-ЗМ, МТУ-72, БМР-ЗМ, 2С19М1 с АСУНО, Т-55АМ, Т-80У и комплектующие изделия продукции военного назначения.

—«Оборонэкспо 2012» - шестая по счету международная выставка вооружений, на которой представлена продукция УВЗ в текущем году. Каковы результаты первых пяти?

—Сегодня корпорация, имея достаточно большой научно-технический и технологический потенциал, может позиционировать себя как поставщик широкой номенклатуры вооружения и военной техники Сухопутных войск. При этом постоянный интерес на выставках к вооружению и военной технике, разработанной предприятиями УВЗ, показывает, что наша продукция конкурентоспособна с аналогичной продукцией зарубежных предприятий.   

Журнал "Национальная оборона" №6/2012

Защищенная связь шестого поколения


ПОЛЕВАЯ ТРЕХМЕРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ СВЯЗИ В СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ НОВОГО ОБЛИКА
Александр СТАРЧЕНКОВ 
Журнал "Национальная оборона" №6/2012г
Александр Викторович СТАРЧЕНКОВ
- заместитель генерального директора
по науке ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»
 В связи с переходом на двухуровневую систему управления войсками возникла необходимость в принципиально новом подходе к вопросу развертывания сети связи в тыловой тактической зоне за счет сил и средств оперативностратегического уровня. В настоящее время для решения этой задачи используется комплекс технических средств с многосвязными узлами доступа, создающими двухмерную сеть связи решетчатой или сотовой структуры. Работа подобных структур основана на каналах связи с пропускной способностью 155 Мбит/с и выше, что приводит к резкому сокращению пролетов связи между узлами (до 15-20 км), так как расстояние между узлами доступа в сети определяется боевым составом войск, построением боевых порядков и пропускной способностью каналов связи. Это, в свою очередь, приводит к росту числа аппаратных и, следовательно, снижению мобильности, а также низкой управляемости сетями.
  Отечественный и зарубежный опыт применения полевых средств связи в локальных конфликтах с высокой динамикой боевых действий показал низкую оперативную готовность такой структуры полевой связи. Ведь она основана на применении многомашинных комплексов средств связи и управления. У нее низкая пропускная способность прямых каналов связи и, как следствие, низкая информативность. В зоне глубиной до 60 км эта структура высоко уязвима от воздействия средств огневого поражения.
  Возможным выходом из сложившейся ситуации может быть переход к трехмерной решетке связи для тактического звена с использованием сетецентрических технологий, которые позволят создать прямые каналы связи с повышенной пропускной способностью. Наиболее перспективным направлением является включение в систему связи беспилотных аппаратов (БАА) вертолетного типа, оснащенных активными ретрансляторами сигналов DSAR+.
  На рисунке представлена схема организации полевой трехмерной транспортной сети связи с использованием комплексных многофункциональных аппаратных связи производства ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» с применением активных ретрансляторов DSAR+ на базе БПЛА. Она сочетает новейшие сетецентрические технологии организации связи в тактическом звене управления «бригада - батальон - рота» с достоинствами прямых каналов связи «бригада - оперативное командование». Скоростная транспортная сеть бригады построена на основе технологии, известной как «Тактический Интернет» военного применения, и базируется на двух типах многофункциональных комплексных аппаратных связи: ПУС (полевой узел связи) и ППУ (подвижный пункт управления).
  Полевой узел связи предоставляет услуги связи должностным лицам бригады на развертываемых пунктах управления, а подвижный пункт управления предоставляет услуги связи должностным лицам бригады при их перемещениях в ходе выполнения боевых задач.
  Обе аппаратные ПУС и ППУ имеют близкий по составу набор оборудования для организации связи и управления, включая места для установки автоматизированных рабочих мест командира, аппаратуры засекречивания, накопления и документирования информации.
  Транспортная сеть строится на основе унифицированного радиорелейного оборудования с повышенной пропускной способностью на одну аппаратную. Оно работает в дециметровых диапазонах волн с целью обеспечения максимальной дальности и устойчивости связи. Для организации каналов связи с полевыми подвижными пунктами управления используются активные ретрансляторы сигналов, работающие в двух диапазонах. Скорость передачи информации в движении составляет 2 Мбит/с и может увеличиваться до 8 Мбит/с в зависимости от условий связи и поставленной задачи. На стоянке скорость передачи составляет 34 Мбит/с.
  Новые аппаратные связи ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» оснащены универсальным мультиплексным оборудованием для работы в сетях SDH, PDH, IP, что создает дополнительные эксплуатационные преимущества на переходном этапе перевооружения подразделений связи и управления. В ПУС предусматривается возможность выноса мультиплексного оборудования с передачей информации по волоконно-оптическому кабелю, что также повышает оперативность развертывания командных пунктов и снижает их заметность.
  Предлагаемая модель транспортной сети строится по сетецентрической технологии с использованием унифицированного радиооборудования дециметрового диапазона волн, работающего в режиме «точка-точка» и «точка-многоточка» с распределением пропускной способности в зависимости от решаемой задачи. Суммарная пропускная способность ПУС составляет 2x6 Мбит/с или 12x256 кбит/с на расстояниях до 5 км при работе в движении, до 30 км при работе на стоянке и до 50 км при работе в движении через активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА.
  Кроме указанного оборудования, ПУС и ППУ оснащены средствами КВ-и УКВ-связи, навигации, служебной связи, жизнеобеспечения в соответствии с требованиями на полевые объекты связи и управления тактического звена на колесном шасси защищенного исполнения (по группе 1.1.2 НТД ОТТ 2.1.211-2004).
  В ПУС и ППУ предусмотрено одно рабочее место оператора, а в ППУ, кроме того, - два рабочих места для работы должностных лиц. Компоновка ПУС и ППУ предусматривает размещение и возможность применения табельного оружия экипажа, защищенного бронекузовом автомобиля, а также возможность применения ручного скорострельного оружия, устанавливаемого на турелях вне бронекузова.
  Дальнейшие перспективы развития трехмерной структуры транспортной сети связи связаны с совершенствованием ретрансляционного оборудования, использованием различных платформ и увеличением пропускной способности оборудования.
  В марте 2012 г. ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» провело успешные эксплуатационные испытания новейших разработок: комплексной транспортной многофункциональной аппаратной связи (КАС-ТМ) и комплексной транспортной ретрансляционной аппаратной связи (КАС-ТР). Испытания прошли на полигоне в Черлакском районе Омской области по специальным методикам, разработанным ведущими научными институтами Российской Федерации.
  Во время эксплуатационных испытаний были протестированы принципиально новые тактические приемы организации полевой связи, в том числе загоризонтной, с использованием беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Испытания показали, что активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА, позволяет реализовать режим загоризонтной радиорелейной связи с гарантированной устойчивостью вне зависимости от состояния тропосферы. Комплексные аппаратные связи типа КАС-ТМ и КАС-ТР способны заменить собой до пяти единиц техники связи, предлагаемой в настоящее время различными производителями для организации полевой системы связи. Эксплуатационные испытания показали, что новая разработка ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» совместима и обеспечивает встречную работу со всем оборудованием, применяемым в сетях связи общего пользования и сетях связи специального назначения.
  Отличительными характеристиками КАС-ТМ и КАС-ТР являются низкие эксплуатационные затраты, высокая помехозащищенность каналов связи, быстрое развертывание вне зависимости от климатических условий.
Машина комплексной транспортной
многофункциональной аппаратной связи
КАС-ТМ
   Так комплексная транспортная многофункциональная аппаратная связи КАС-ТМ (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 53501 с колесной формулой 6x6, полной массой не более 18 т.) позволяет развернуть три направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из трех человек за время не более 15 мин.

Машина комплексной транспортной
ретрансляционной аппаратной связи
КАС-ТР
   Комплексная транспортная ретрансляционная аппаратная связи КАС-ТР (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 4350 с колесной формулой 4x4, полной массой не более 12 т.), позволяет развернуть два направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и два направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из четырех человек за время не более 30 минут.
 Предлагаемая структура организации трехмерной транспортной сети связи в значительной мере повышает мобильность и устойчивость связи и снижает материальные затраты при подготовке и ведении боевой операции, а также обеспечивает быструю реакцию подразделений связи на изменение боевой обстановки.